Как улучшить результаты поиска
Очень часто поисковый сервер возвращает более скромный, чем хотелось бы, список документов. Или наоборот, список полученных ссылок огромен, но они совершенно не относятся к искомой теме. Прежде чем переходить к другому поисковому серверу или впадать в уныние, попробуйте улучшить результаты поиска. Если вы работаете через интерфейс Internet Explorer, то выйдите из этого режима и загрузите заглавную страницу одного из поисковых серверов в окне просмотра. Затем постарайтесь внимательно изучить те страницы поискового сервера, где содержатся советы по организации поиска и различного рода подсказки. Хотя они (в случае международных узлов) приведены на английском языке, но написаны бывают очень простыми словами, и главное, содержат множество примеров, которые помогут вам правильно применить то или иное правило. К сожалению, практически на каждом сервере применена своя система правил (синтаксис команд), определяющая поиск фраз из нескольких слов, применение булевых операций и т. д. Поэтому конкретные правила, действующие на том или ином сервере, вам лучше изучить самостоятельно.
· Сформулируйте ваш запрос по возможности точнее.Хотя ряд лидирующих поисковых машин позволяет вам задать вопрос на естественном языке, например «Tell me about the GreenPeace in 1998», этой возможностью следует пользоваться с осторожностью. Дело в том, что в таком случае поисковый сервер «отбрасывает» все незначащие по его мнению слова, кроме тех, которые можно интерпретировать как ключевые слова (в данном случае «GreenPeace» и «1998»). Однако существует вероятность, что при этом будет отброшено и то слово, которое важно для результатов поиска. Поэтому по возможности старайтесь пользоваться четкими и ясными ключевыми словами, наиболее полно характеризующими предмет вашего поиска.
· Проверьте правильность написания ключевых слов. Если результаты поиска по какой-либо теме полностью отрицательны, проверьте орфографию введенных вами английских терминов (или терминов на другом языке, если вы ищите неанглоязычные страницы). Очень удобно, если на вашем компьютере установлен MS Word. В этом случае можно не рыться в словарях, а ввести вашу фразу в Word, который подчеркнет неправильно набранные слова. Если теперь щелкнуть правой клавишей мыши на подчеркнутом слове, то Word предложит вам его правильное написание.
· Используйте синонимы. Во многих предметных областях можно улучшить результаты поиска, если задать поиск по синонимам. Это особенно касается областей знания, где в силу новизны предмета еще не полностью устоялась терминология (в том числе в области компьютерных технологий).
· Используйте опцию «расширенного поиска» (Advanced Search). На многих серверах имеется режим «расширенного» или «сложного» поиска, где действуют специальные синтаксические правила для применения булевых операций над ключевыми словами, предусматривается различие прописных и строчных букв, предлагается выбор способов ранжирования найденных документов и т. д. Как уже подчеркивалось выше, следует подробно изучить возможности выбранного вами поискового сервера, правила ввода и формулировки терминов, поскольку без этого вряд ли удастся достичь значительной полноты поиска.
· Повторите поиск для других видов сервиса Интернета. Многие поисковые серверы обеспечивают раздельный доступ к информационному пространству WWW, UseNet и других видов сервисов Интернет, что регулируется с помощью различных раскрывающихся списков. Проверьте, в какой конкретной области происходил поиск (как правило, по умолчанию это WWW), и повторите его для других видов сервиса, где также может находиться искомый вами документ.
· Постарайтесь локализовать поиск.Во многих случаях, когда предмет поиска можно локализовать географически, полезно выполнить поиск на серверах местных организаций, например, на серверах университетов. Там находится огромное количество ссылок на местную прессу, компании и общественные организации, работающие в этом регионе и т. д. По разным причинам поисковые серверы не индексируют значительную часть таких документов, и они могут быть найдены только в результате кропотливого локального поиска информации.

· Старайтесь сами определить наиболее вероятный узел, где хранится искомый документ или файл. При поиске файлов с драйверами, программными продуктами и др. имеет смысл, в первую очередь, обратиться на Web-сервер фирмы-производителя. На многих серверах существуют локальные поисковые системы, обеспечивающие поиск документов по этому серверу, и корпоративные распределенные системы поиска, работающие с несколькими тематически связанными серверами (такие, к примеру, как поиск по серверам издательской корпорации Ziff-Davis). Поэтому, если вы, например, хотите найти информацию по операционной системы Windows 98, то, в первую очередь, имеет смысл провести поиск по ключевым словам на сервере Microsoft (http://www.microsoft.com), драйверы к принтерам и сканерам Hewlett-Packard – на http://www.hp.com, а для поиска сведений, относящихся к OS/2 Warp Connect, логично обратиться к поисковой системе WWW-сервера IBM (http://www.ibm.com). Аналогичный подход можно использовать при нахождении информации по иным товарам и услугам – расписаниям авиакомпаний, маршрутам турагентсв, и т.д.
· Интернет – Intranet. Публично доступные документы, содержащиеся на различных серверах Интернета, составляют лишь небольшую часть того информационного богатства, которое находится на файл-серверах в локальных сетях корпораций, правительственных учреждений, исследовательских центров, университетов и т. д. Эта «подводная» часть сети, носящая название Intranet, закрыта для посторонних пользователей. Однако ссылки на имена и адреса электронной почты конкретных людей – профессоров, исследователей, журналистов, а также на области их деятельности, как правило, можно найти на WWW-серверах. Завяжите с этими людьми электронную переписку, попросите прислать копии их статей или URL известных им документов по интересующей вас теме – в общем, наладьте информационный обмен. Это очень эффективный путь поиска информации, поскольку знания эксперта – это высшая степень владения информацией.
Как улучшить поиск на сайте?
Большинство сайтов ограничиваются скудным набором типов запросов – как правило, типом запроса по названию продукта. Рассмотрим 10 основных типов запросов, которые могут ввести посетители и которые нужно учитывать в поиске на своём сайте.
Название продукта
Точный поисковый запрос конкретного продукта по названию. То есть посетитель уже знает, что ему нужно и вводит в поиск – точное название продукта. Например, планшет Apple iPad Pro 12.9
Откуда он знает точное название? Всё просто.
Просмотрите, вашу историю поиска на сайте через Яндекс.Метрику или Google Analytics. Если вы данный функционал только ещё разрабатываете, то посмотрите самые частые опечатки посетителей в wordstat.
Также нужно учитывать альтернативные названия ваших товаров или услуг. Данный вариант тоже должен быть обработан корректно.
Если сайт не может обработать запрос пользователя по точному названию товара, то это может стать решающим фактором. Как думают посетители? Если товар не отобразился в поиске, то значит его нет на сайте.
Название категории
Когда пользователь не знает, какой конкретно товар ему нужен, то поиск осуществляется по категориям. Более общий поисковый запрос.
Например, посетитель ищет просто “ноутбук”.
Почему они вводят данный запрос? Почему не обратятся к данной категории в меню?
При общем запросе нужно учитывать синонимы, которые пользователь может использовать. Альтернативные варианты. Например, кто-то ищет принтер, для других – это копировальный аппарат. Все эти аспекты нужно учитывать при поиске.
Симптомы проблемы
Когда пользователи не знают, что им нужно, то они полагаются на проблему, которую испытывают и хотят решить. То есть при поиске продуктов запрашиваются проблемы.
Например, такой запрос “сухой кашель”. Мы видим симптом данной проблемы клиента, которую он хочет решить. Данные запросы часто актуальны для следующих сфер бизнеса: аптеки, здоровье и красота, инструменты, уборка и т.д.
Для сайтов, где симптомы очень важны, данный тип запросов будет хорошей идеей. Укажите рядом с поиском информацию, что посетители могут искать нужные товары по симптомам.
Информационные запросы
Это когда посетители ищут что-то несвязанное с продуктом. Ищут какую-либо текстовую информацию, например, условия возврата, справочная информация, информация о компании и т.д.
Поиск не должен ограничиваться только запросами по продукту, нужно также предоставить возможность поиска по информационным запросам. Причем найти данную информацию быстро и легко, не влезая в дебри сайта.
Характеристика продукта
У пользователей часто есть набор критериев, которым должен удовлетворять продукт. И при поиске они могут запрашивать именно эту информацию. Например, пользователь хочет непросто “вазу”, а именно “фиолетовую вазу”. Или непросто “юбку”, а “кожаную юбку”. Термин особенности нужно понимать в широком смысле, ссылаясь на любой аспект товара.
Таким образом, характеристиками могут быть:
Используйте наиболее часто используемые атрибуты товаров в вашем бизнесе.
Тематические запросы
Что именно представляется под этим запросом?
Например, пользователю нужна куртка, в которой он может ходить зимой. Он набирает следующий запрос – “зимние куртки”.
Например, в офисе, на даче, на открытом воздухе и т.д.
Например, день рождения, юбилей, свадьба и т.д.
Данные запросы могут использоваться на сайте, как отдельные категории. Но данные запросы нужно также учитывать и в поиске на сайте.
Бывает, что пользователей больше интересуют люди, связанные с продуктом, чем сам продукт. То есть пользователь вводит имя лиц, связанных или относящихся к данному продукту.
Например, Мерлин Монро. То есть пользователей интересует фильм с её участием.
Данные запросы наиболее актуальные в следующих бизнесах: книги, фильмы, музыка, ювелирные изделия и т.д.
Совместимость с продуктом
Например, у пользователя есть продукт, но он не знает, какие запасные части подойдут к нему. В этом случае пользователь вводит данный запрос.
Например, “зарядное устройство Nikon 8 300”.
Субъективные критерии
Некоторые характеристики очень важны для пользователей. Но они лично субъективные. Например, дорогой, дешевый, высокого качества товар.
Например, “высокого качества сумка”
Как обработать данный запрос на сайте?
При выводе результатов запроса нужно учитывать рейтинг товара, количество оставленных отзывов, высокая цена, количество продаж данного товара и т.д.
Если пользователя интересует “дешевое вино”, то вывести диапазон дешевых вин по цене.
Запрос “красивая юбка” будет обрабатываться следующим образом. Красота – это эстетика, то есть нужно выделить атрибуты товара, которые будут это передавать. Аналогично, “вкусный торт’.
Сленги, аббревиатуры, символы
Посетители в поиске могут использовать часто употребляемый сленг данного товара, его сокращения или употреблять в запросе символы. В качестве символов могут использоваться диапазон, модификаторы, цена и т.д.
Например, “духи 2 000”
Очень важно для всех типов запросов выдавать релевантный результат. Иначе вы теряете своих посетителей. Многие интернет-магазины размещают поиск на сайте, но при этом теряют большие деньги из-за того, что функционал поиска неправильно обрабатывает запросы посетителей.
Существуют и другие типы запросов, но для сайтов достаточно обрабатывать хотя бы самые основные. Инвестируйте в поиск и это вам в будущем окупится. Особенно если вы имеете большой ассортимент, он облегчит посетителям поиск нужного товара на вашем сайте. Превратите ваш поиск в конкурентное преимущество.
Прямо сейчас возьмите и протестируйте ваш функционал “Поиск” на все 10 типов запросов. Насколько релевантные результаты? Соответствуют ли они ожиданиям пользователя. Если нет? Срочно исправляйте.
9 способов повысить CTR сайта в органической выдаче/поисковой выдаче
Разберемся, от чего зависит такой показатель как CTR, и можно ли получить больше трафика из поисковых систем в условиях «замороженного» или приостановленного SEO-продвижения.
CTR — это показатель кликабельности сайта в результатах выдачи. По сути, это конверсия в переходы на сайт. Кликабельность сайта в выдаче напрямую зависит от его позиции. Понятно, что на сайты из топ-3 переходят чаще, чем на остальные.

Но даже в рамках, к примеру, 5 или 9-го места можно увеличить количество переходов на сайт за счет повышения CTR. Допустим, есть запрос, который в сутки вводят 1000 пользователей. Ваш сайт занимает 9 место и имеет CTR 1,97 %, а в результате доработки вы повышаете его до среднего 2,97 %.
Было 1000*1,97=19,7 переходов на сайт в сутки;
Стало 1000*2,97=29,7 переходов на сайт в сутки.
В месяц вы получите на 300 переходов больше — и это только по одному поисковому запросу. Умножьте на конверсию сайта и средний чек — выгода очевидна.
CTR влияет и на поведенческие характеристики сайта. После увеличения клибальности в выдаче есть все шансы улучшить позиции. В нашем примере, если с того же 9 места подняться на 8-ое, при CTR чуть выше среднего в сутки будет уже 40 переходов вместо 30.
CTR относится к так называемым внешним поведенческим факторам. Они оценивают взаимодействие с сайтом в результатах выдачи и дают сигнал повысить или понизить позицию. К ним относится и возвращение пользователя в поиск после перехода на сайт: если веб-страница не отвечает на запрос, ее будут показывать реже.
Разберем 9 проверенных способов повысить CTR за счет улучшения сниппета — описания сайта в результатах выдачи.
От его привлекательности и информативности напрямую зависит желание пользователя кликнуть и перейти по ссылке.
1. Получите пометку о безопасности для сниппета в Яндексе
Для этого надо внедрить на сайте протокол SSL/TLS (по сути — перейти на HTTPS). Если ваш сайт шифрует передаваемую информацию, поисковые системы считают его более безопасным, лучше ранжируют, а Яндекс помечает в результатах выдачи особым значком:

Для пользователя это сигнал при прочих равных выбрать тот сайт, который заботится о защите его данных.
Конечно, это не единственное, ради чего стоит внедрить безопасный протокол. Если вы работаете с личными данными, этот переход обязателен.
Первым делом нужно получить сертификат SSL/TLS — заказать отдельной опцией в интернет-агентстве или сделать все самостоятельно и бесплатно:
Сертификаты для интернет-магазина, как правило, будут стоит дороже нежели для личных и бизнес-сайтов.
Далее следуйте инструкции для перехода на протокол HTTPS. Чтобы ускорить индексацию этих изменений на сайте, нужно добавить в Яндекс.Вебмастер версии сайта на HTTP и HTTPS и сообщить о необходимости переезда.
Обязательно следите за продлением Вашего SSL-сертификата. Если срок вышел, то пользователи не смогут получить доступ к сайту. Например, в сервисе Seowizard.ru во всех проектах происходит постоянный мониторинг ряда параметров SSl-сертификатов, и клиенты сервиса заранее получают важные сообщения.
Также убедиться в корректности работы можно с помощью инструмента для проверки SSL.
2. Следите за рейтингом в Яндекс.Справочнике и Google Мой Бизнес
Речь о собственных сервисах Яндекса и Google, которые предоставляют данные о вашей компании приложениям с картами и навигационным системам и традиционно занимают часть пространства в результатах выдачи.
Яндекс может подтягивать в сниппет рейтинг компании и отзывы из Справочника:
Однако вы не можете сделать это принудительно: алгоритмы Яндекса добавляют данные самостоятельно. Особенно это актуально для информационных запросов.
Информация из Google Мой Бизнес и Google Карты в сниппет не подтягивается, но отображается в правом блоке в результатах выдачи, что опять же привлекает пользователей.
3. Используйте данные метатега description
Description — это метатег, который содержит описание страницы. Когда-то его старались заполнить ключевыми словами, но сейчас он не влияет на ранжирование. Однако пренебрегать им не стоит: данные из description часто выводятся в тексте сниппета.
Это характерно прежде всего для выдачи Google:
В Яндексе данные из description попадают в сниппет гораздо реже, но все равно лучше заполнить их согласно рекомендациям.
4. Добавьте в сниппет дополнительные данные
На скриншоте ниже приведен сниппет, в котором указана стоимость товара.
Ранее можно было передавать подобные данные в описание сайта через сервисе Яндекса «Товары и цены». Это позволяло повысить кликабельность за счет отображения дополнительных элементов и выделиться среди конкурентов. Поисковая системы брала данные о товарах и их стоимости из специально подготовленного YML-файла.
Однако со 2 июля 2020 года программа «Товары и цены» в Яндекс.Вебмастере закрыта, сниппеты больше не будут дополняться данными из YML-файла. После этого товарные сниппеты будут создаваться на основе карточек и списков товаров с турбо-страниц.
Подробнее об этом формате мы поговорим далее. Здесь же отметим, что сниппеты для турбо-страниц бывают категорийными и товарными. Они создаются поисковой системой в ответ на разные типы запросов. И вот как раз эти новые сниппеты могут содержать как изображения, так и данные о стоимости товаров и скидках.
5. Получите пометку Яндекса об использовании турбо-страниц
Турбо-страницы — это максимально облегченные версии страниц сайта, которые быстро загружаются даже при низкой скорости мобильного интернета.
Яндекс помечает сайты, которые использует турбо-страницы, специальным значком в сниппете:
Этот значок при прочих равных выгодно отличает сайт от конкурентов.
Настройка турбо-страниц отличается для коммерческих и информационных сайтов. Для последних используется RSS-канал — подробнее о настройке читайте в справке Яндекса.
Интернет-магазину понадобится YML-файл для товарных страниц, который создан по требованиям Яндекс.Маркета. Его надо будет загрузить в Вебмастер, далее — установить счетчик и настроить оформление заказа. При необходимости добавить дополнительные сведения, проверить примеры и запустить показ.
Внимательно отнеситесь к настройке, если используете поддомены для региональных версий сайта. В этом случае в Яндексе будут показаны турбо-страницы с информацией по региону, которую вы загрузите в YML-файл. Если же у вас информацию по региону различна при едином адресе сайта, все пользователи будут видеть одинаковое описание товара.
Подробную инструкцию читайте в справке Яндекса.
Значок «Турбо-страницы» в сниппете присваивается сайтам, которые имеют стабильный высокий трафик именно на этот вид страниц.
6. Добавьте к сниппету изображения
Иллюстрация на фоне текстовых описаний сразу привлекает внимание. Чаще всего Яндекс добавляет их в сниппет по информационным запросам.
На этот процесс напрямую повлиять нельзя. Вот, что на этот счет говорит поддержка Яндекса:
«Вручную повлиять на появление картинки в поисковой выдаче нельзя и не нужно специально прописывать картинку с помощью микроразметки. Индексирующий робот самостоятельно выбирает изображение для добавления в результаты поиска со всех представленных на странице картинок. При выборе картинки учитывается множество факторов, среди которых, например, присутствие картинки на Яндексах.Картинках».
Тем не менее, для лучшей индексации иллюстраций и повышения шансов на их добавление в сниппет рекомендуем:
7. Получите дополнительные значки от Яндекса
Рекомендация условная, поскольку повлиять на присвоение значков можно лишь опосредованно.
«Популярный сайт». Значок присваивается ресурсам с высокой посещаемостью и стабильным объемом постоянной аудитории.
«Выбор пользователей». Его получают сайты, с высокой вовлеченностью и лояльностью пользователей.
Значок «Навигационный ответ». Отображается в двух случаях:
Про значки «Защищенный сайт» и Турбо-страницы мы уже писали выше. Еще у Яндекса есть официальные знаки и метки, например, для сервисных центров или автодилеров — подробнее читайте в справке.
8. Добавьте в сниппет эмодзи
Эмодзи, как и изображения, однозначно привлекают внимание.
Чтобы добавить их в сниппет, нужно:
Отображение эмодзи нужно обязательно тестировать, так как на это влияет множество настроек и ограничений. Важно, чтобы в HTML добавляемый символ был вставлен в виде кода, например, как на скриншоте ниже. Этот же код можно вбить в поисковую строку, чтобы проверить, будет ли он воспринят поисковой системой:
9. Используйте разметку Schema.org
Schema.org — это стандарт семантической разметки данных в сети, которая помогает поисковым системам различать различные категории в описании сайта. В частности, вы можете передавать информацию о товарах в вашем интернет-магазине для отображения в сниппете.
Сравните, сниппет без семантической разметки:
Сниппет с использованием семантической разметки — в нем указана стоимость, отмечено описание товара:
Основные требования к разметке для формирования сниппета:
Подробнее об использовании разметки и обязательных ее элементах по требованию Яндекса читайте в справке.
Разметка Schema.org актуальна для интернет-магазинов, крупных информационных порталов и других многостраничных сайтов. Она позволяет размечать контакты, «хлебные крошки», изображения, цены, даты, авторов, рейтинги — и это далеко не полный список. Размеченные страницы имеют более привлекательный вид в поисковой выдаче, позволяют повысить CTR сайта и улучшить ранжирование сайта в выдаче.
Заключение
«Последний месяц мы наблюдаем положительную тенденцию после простоя во время основного периода самоизоляции. Но ещё пару месяцев назад каждый канал интернет-рекламы прошел проверку на прочность. Мы, как сервис SELF-продвижения, пострадали в меньшей степени, потому что в Seowizard можно добиться хороших результатов и с низким бюджетом. Мы даже отметили приток новых пользователей.
Однако требования к SEO, как к каналу продвижения, стали намного жестче. Наши клиенты теперь чаще обращаются с просьбой помочь не только встать на лучшие позиции в органической выдаче, но и повысить отдачу от тех позиций, на которых находятся их сайты», — Юрий Софин, руководитель сервиса Seowizard и агентства IQAD.
Некоторые из приведенных рекомендаций позволяют напрямую повлиять на CTR сайта в выдаче, на какие-то — лишь опосредованно, через развитие сайта, увеличение объема постоянной аудитории, настройки турбо-страниц. Например, даже если ваш сайт не входит в топ-10, колдунщик в правой части экрана может показать ваш сайт, если при прочих равных у конкурентов пока еще нет турбо-страниц. Колдунщик занимает почти половину экрана, параллельно сайтам из топ-5 результатов выдачи. Пользователи переходят на ваш сайт, поисковые системы видят, что они находят там ответы на свои запросы. В результате ваши шансы попасть в топ-10 и там уже заняться повышением CTR значительно возрастают. Это один из способов повышения позиций сайта в поисковой выдаче, но не забываем, что продвижение в поиске — это комплексный подход.
Юрий Софин, руководитель сервиса Seowizard и агентства IQAD























